(XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Многострадальный, пещерник. Сведения об И. содержатся в Слове 2-го послания киево-печерского мон. Поликарпа архим. Акиндину, входящего в Киево-Печерский патерик: «Слово о Иване затворнице, многотерпеливем». В приводимом от лица И. повествовании рассказывается, что он принял постриг в молодые годы и, несмотря на строгое воздержание от пищи и воды, ношение вериг, молитвенный подвиг, 3 года был «томим на блуд». После долгой молитвы у гроба прп. Антония Печерского И. услышал голос святого, призывающий затвориться в пещере, «да невидением и молчанием брань упразднится». И. поселился в тесной пещере и усилил подвиги: он отказался от одежды и носил на теле только вериги. Затем преподобный вырыл яму такой глубины, чтобы помещаться в ней до плеч, и во время Великого поста закопал себя, оставив свободными голову и руки. Однако, как рассказывается в патерике, несмотря на все усилия, «но ни тако стремление плоти и ражжение телеси преста». В этом состоянии И. подвергся нападению диавола: в ночь на Пасху ему было видение «люта змия», являвшегося ему и раньше, чтобы изгнать из пещеры. На этот раз змей схватил в пасть голову преподобного и опалил волосы. После горячей молитвы преподобного чудовище навсегда исчезло. Раздавшийся Божий глас повелел И. для освобождения от искушения молиться похороненному в пещере святому (впосл. И. узнал, что это прп. Моисей Угрин, почитавшийся за целомудрие). И. спросил Господа, почему так долго Он попустил ему страдать, и услышал в ответ, что Бог «рабом крепкым и могущим тяжкаа и великаа дела поручает». И. пребывал в затворе «в велице воздержании лет 30, многым постом бе удручаа и железа на всем теле нося». Святой был известен как духовный наставник. К нему «некто от братии нашея часто прихожаше, смущаем бе от действа неприязнина на похоть телесную, и сего моляше блаженаго молитися за нь». И. убедил монаха, собиравшегося покинуть мон-рь, не делать этого и дал ему часть мощей прп. Моисея Угрина. Когда монах приложил кость к телу, «преста страсть и удове ему умрьтвеша».
Принятое в дореволюционной литературе мнение, что И. скончался не ранее 1160 г., основано на представлении о том, что приходивший к И. за духовным наставлением печерский инок был старшим современником Поликарпа, писавшего в 1-й трети XIII в. Однако в патериковом рассказе сведений об этом нет.
Мощи И., погребенного в том положении, в каком он подвизался при жизни, отмечены в соч. «Тератургима» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638): «Св. Иоанн чудотворец, многострадальный, по рамена закопанный в землю» (цит. по: Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 106). Свт. Петр (Могила) в повествовании о чудесах в пещерах Киево-Печерского мон-ря, написанном в 1629-1631 гг., приводит случай с польск. дворянином Яном Пиглавским, к-рый, будучи в Ближних пещерах, насмехался над «русскими сказками» и безуспешно пытался оторвать от мощей И. голову. Вскоре у нечестивца заболели плечи и шея, боль прошла только после покаянной молитвы Богу и И. Франц. инженер и картограф на польск. службе Г. Левассёр де Боплан в «Описании Украины» (1-е изд. увидело свет в 1650) отмечал, что «там (в пещерах Киево-Печерского монастыря.- М. П.) показывают одного святого Иоанна, который полностью виден до пояса, от которого он погружен в землю. Здешние монахи рассказывали мне, что упомянутый Иоанн, чувствуя приближение смертного часа, сам приготовил для себя могилу, но не в длину, как обычно, а в глубину. Когда пришел его час, к чему он уже давно был готов, он, попрощавшись с братией, сам спустился в землю, но по воле Божией смог войти в нее только до половины, хотя яма была достаточно глубока» (Левассёр де Боплан Г. Описание Украины / Пер. с франц.: З. П. Борисюк; ред. пер.: А. Л. Хорошкевич, Е. Н. Ющенко. М., 2004. С. 167). В нач. XX в. мощи И. были переложены в раку (к 1901, по свидетельству архиеп. Димитрия (Самбикина), мощи святого почивали в первоначальном положении; см.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 211).
Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил канон преподобным отцам Печерским. И. прославляется в 4-м тропаре 4-й песни канона: «Иоанне многострадалне, иже смиренное тело свое со теснении неослабными порабощей и живо погребыся, желая раздрешитися и с Христом съединитися, от тля мя избави». В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору. И. упоминается в 3-м тропаре 8-й песни канона службы. Существует также отдельная служба И. (Минея (МП). Июль. Ч. 2. С. 302-313). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших.
И. достаточно разнообразна, представлена в разных видах искусства. Одно из ранних сохранившихся изображений - на иконе «Успение Богородицы» в раме с избранными Киево-Печерскими чудотворцами из надгробного иконостаса царевны Софии Алексеевны в московском Новодевичьем мон-ре (кон. XVII в., ГИМ; см.: «Обитель пресветлая и дивно украшенная…»: К 480-летию основания Новодевичьего мон-ря: Путев. М., 2004. С. 55). И. написан в правом нижнем клейме на темном фоне, по пояс в земле, обнаженным, со склоненной головой и сложенными крестообразно руками, рядом горящая свеча.
Иконографическим источником большинства икон являются гравюры Киево-Печерского патерика. В 1-м издании Патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) помещена ксилография 1656 г. работы мастера Илии, названная «Многотерпеливый Ианъ Д[у]ш свою преда[ет] в рц Б[о]г», т. е. изображено успение святого. Безбородый И. показан в пещере, закопанным в землю почти по самые плечи, со скрещенными руками; слева на земле свеча, вокруг 3 ангела: один, с пальмовой ветвью в правой руке, подносит ему венец, 2 других держат душу И. в виде младенца. Вверху поясной образ Иисуса Христа в облаках с исходящей из уст надписью: «Вниди в радо[сть] Г[оспод]а своего». Внизу 2 клейма с полуфигурой И. (с небольшой бородой) в земле: в левом - изображение крылатого змея, опаляющего голову преподобного, в правом - И. дает монаху кость прп. Моисея Угрина; ниже вирши.
Леонтий Тарасевич, автор гравюр к изданию Патерика 1702 г., немного изменил композицию и дополнил ее новыми деталями. Икона нач. XIX в. (НКПИКЗ), выполненная в академической манере, повторяет гравюру Тарасевича: И. по пояс в земле, с закрытыми глазами и со скрещенными руками. Перед ним лежит раскрытая книга, текст: «Господи, призри на мя и помилуй мя, яко раб Твой есмь», рядом на земле - свеча и череп (мощи прп. Моисея). По сторонам фигуры преподобного 2 парящих ангела: один держит в руках пальмовую ветвь и венок из цветов над головой И., другой возносит к Иисусу Христу душу И. Известна подобная, небольшая по размеру икона кон. XVIII в. из частного собрания, в книге святого надпись: «Многими скорбми подобаетъ намъ вни[ти]». На иконе 1821 г., выполненной «города Путивля маляром однодворцем» Илией Понариным (НКПИКЗ), в среднике с асимметричным рокайльным обрамлением - поясное изображение И. в пещере, с 2 ангелами по бокам. В 4 картушах по сторонам помещены фигуры святых, преодолевших искушение блудной страстью. Слева - прп. Варлаам, игум. Печерский, напротив него - прп. Моисей Угрин, под ними - прав. Иосиф Прекрасный и мц. Фомаида. Боковые картуши содержат тексты тропаря и кондака И., в нижнем среднем картуше написана молитва об избавлении от скверны беззакония, по сторонам - 2 клейма с теми же сюжетами, как и на гравюрах.
Над мощами И. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится образ 40-х гг. XIX в., исполненный в живописной манере лаврскими иконописцами под рук. иером. Иринарха. И. представлен по пояс, обнаженным, с небольшим крестом в левой руке (руки сложены крестообразно), у него небольшая седая борода и короткие волосы, лоб с залысинами, взгляд устремлен в лежащую перед ним книгу, справа череп, слева свеча. Единоличное изображение святого подобного извода, созданное в центральных областях России, имеется также на иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР): изображены горки с пещерой, И. в белой набедренной повязке, в раскрытой книге текст: «Не скорбите оубо семъ Братiе», слева вверху - благословляющий Спаситель в небесном сегменте, справа - летящий ангел. В надписях на иконах И., как правило, именуется Многострадальным; на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) воспроизведена надпись с гравюры мастера Илии (детали иконографии аналогичны, изображены 2 ангела, к-рые держат душу И. и венец). В XIX в. на Украине и в юж. областях России бытовали иконы в живописной стилистике (Брянский обл. художественный музей): преподобные Антоний и Феодосий с моделью Успенского собора в руках, рядом избранные святые, вверху образ Успения Пресв. Богородицы киевского извода, внизу И. по пояс в земле. В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 18 июля предписывается изображать И. т. о.: «Сед, брада доле Николиной, проста, на главе клобук черн, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, руки накрест держит у сердца» (БАН. Строг. № 66. Л. 315 об., «левыя страна» 9-й); «подобием стар и сед, брада поуже Афанасия великаго, ризы преподобническия. Сей святый Иоанн ископа яму глубоку, и закопа себя нага по раму свою, и по Божию попущению диавол, в образе страшна и велика змия, явися, главу его во уста вложи и опали его все власы главы его и браду, якоже и до днесь видим есть в киевопечерском монастыре в пещере» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 395); «стар, аки Мина мученик, в руке свиток»; текст на свитке: «Господи Исусе Христе, Спасе мой сладкий, подаждь поминающим мя в нощи или во дни отпущение грехов» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 194 об.; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 121). В руководстве для иконописцев 1910 г., составленном В. Д. Фартусовым, И. «типа русскаго, почти до пояса зарыт в земле, в очень малой пещере; нагой, телом очень худ, волосы на голове и бороде очень малы и коротки, опаленные по попущению Божию диаволом, явившимся в виде страшнаго змия»; предложены варианты надписи на свитке (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 356).
Образ И. обязательно включался в композицию «Собор Киево-Печерских святых». В числе наиболее почитаемых Киево-Печерских чудотворцев И., в монашеской мантии и клобуке, с бородой средней величины, введен в композиции мастера Илии (1660) и Тарасевича (1702) на титульных листах Патериков - в цветке виноградной лозы или в медальоне в левой части заставки, напротив прп. Моисея (экземпляр в РГБ). В изводе «Древо Киево-Печерского монастыря» И. изображен также на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») 1643-1676 гг. (ДМКДУ), на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК) - поясной образ И. в монашеском облачении помещен в одном из цветков «древа» в правой части композиции. Др. ранний пример - на Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ). Согласно надписи, И. представлен «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в левой части иконы, за прп. Антонием Киево-Печерским, в 4-м ряду крайним слева, он без бороды, с залысинами, без одежды.
На иконах и гравюрах Собора Киево-Печерских чудотворцев XVIII-XIX вв. традиц. извода И. писали в левой группе чудотворцев Ближних пещер, за прп. Антонием Киево-Печерским (в центре - киево-печерский извод Успения Пресв. Богородицы и Великая Успенская ц. лавры), начиная с произведений Иосифа Гошемского (кон. XVII - нач. XVIII в.), В. Белецкого (1751), М. Нехорошевского (XVIII в.), И. Кончаковского (1771, 1774), Г. Проценко (1821) и др. (РНБ, ГМИИ и др.; известно более 15 гравюр и много литографий). Образ И. находится в левой группе святых, как правило в 3-м ряду, 3-й или 4-й слева (обычно между прп. Моисеем и прмч. Евстратием), представлен старцем или средовеком в монашеском клобуке или куколе: на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание), на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) и др. И.- один из святых с именем «Iоаннъ» на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]). Примеры изображения И. в печатной графике - раскрашенные гравюры 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), цветные литографии 1893 и 1894 гг. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). На раскрашенной литографии А. Абрамова (1883, ГРМ) И. показан в центре композиции под Успенским собором, в рост, в мантии и клобуке, с раздвоенной бородой, руки сложены на груди. Кроме того, сохранились изображения мощей И. по пояс в земле: на литографиях 60-х гг. XIX в. А. В. Семечкина по рис. Ф. Г. Солнцева (ГИМ), кон. XIX в. из альбома В. Ф. Тимма (РГБ).
Изображения И., которому молились об избавлении «от блудной страсти», в одном клейме вместе с преподобными Мартинианом, Моисеем и мц. Фомаидой встречаются в составе икон-«лечебников» и лубочных листов, в т. ч. в ветковской иконописи (ВМНТ; см.: Нечаева Г. Г. Ветковская икона. Минск, 2002. С. 215-218). К ним относятся, напр., образ 1-й пол. XIX в. (Дом иконы на Спиридоновке; см.: Русская икона XV-XX вв.: из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 207, 338. Кат. 160), 2 иконы посл. четв. XIX в. из того же собрания: И. представлен по пояс в земле. На иконе «Сказание, каким святым каковые благодати-исцеления даны» 2-й пол. XIX в. (ГМИР; см.: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. Цв. табл. [40]) изображен средовеком в монашеской одежде, со свитком в левой руке.
Как целитель плотских страстей И. нередко включается в состав избранных святых в среднике и на полях, особенно в старообрядческой иконописи. Так, на иконе 2-й трети XIX в. (галерея Э. Ротманна, Берлин) он написан вместе с архангелом, поражающим трясавиц, со сщмч. Сисинием, с мч. Уаром и др., напротив коленопреклоненного прав. Иова Многострадального; на иконе кон. XIX в. из частного собрания - вместе с вмч. Пантелеимоном, прп. Моисеем и мц. Фомаидой. Существовали иконы с изображением И. в монашеском одеянии, с непокрытой головой, иногда со свитком в руке - в центре иконы избранных святых, между преподобными Моисеем Муриным и Моисеем Угриным, с образами Божией Матери «Казанская» и «Взыскание погибших» (2-я пол. XIX в., частное собрание), на поле гуслицкой 2-рядной иконы с образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и с избранными святыми (1892; см.: Нечаева Т. Н., Чернов М. А. Еще раз о Гуслицкой иконе // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2009. № 10(70). Окт. С. 15. Ил. 13), на поле сызранской иконы с Распятием Христовым и 4 образами Божией Матери (кон. XIX в., частное собрание; см.: Сызранская икона: Кат. выст. / Самарский епарх. церк.-ист. музей. Самара, 2007. С. 108-109. Кат. 49). На калужской иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость, с избранными святыми» посл. четв. XVIII в. (частное собрание; см.: Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст. / Авт.-сост.: Н. И. Комашко и др. М., 2009. С. 143. Кат. 78) И. написан по пояс в земле под фигурой Пресв. Богородицы на облаке; на ветковской иконе подобной иконографии - в левой части среди предстоящих святых, в мантии и клобуке (сер. XIX в., ВМНТ); на иконе избранных преподобных 1892 г. письма Т. Юркина (частное собрание) И.- юноша с непокрытой головой во 2-м ряду справа.
Кроме того, образ И. был широко распространен в памятниках декоративно-прикладного искусства. Так, в коллекции НКПИКЗ хранится образец церковного шитья кон. XVII - нач. XVIII в.- бархатная шапочка, по форме подобная скуфье, вероятно одна из т. н. шапочек И., к-рые освящались на его мощах, затем их дарили гостям и жертвователям обители. Гравюра из патерика легла в основу композиции на одной из частей шапочки: внизу полуфигура И. с крестообразно сложенными руками, в снопе лучей, восходящих к образу Иисуса Христа в облаках, ангел возносит душу преподобного, справа на облаке вышит ангел с венцом и цветущей ветвью в руках. Подобный образ И. с 2 ангелами выполнен чернью на обороте панагии 2-й пол. XVIII в. (на лицевой стороне - изображение преподобных Антония и Феодосия на эмали), вложенной в Киево-Печерскую лавру настоятелем Богоявленского мон-ря в Костроме (ГИМ). В сер.- 2-й пол. XIX в. получили распространение изготовленные в Ростове эмалевые иконки с полуфигурой И. в пещере, с книгой, с черепом, с лампадой или со свечой (ГИМ, ЦМиАР).
В киевской деревянной резьбе поясной образ И. (в пещере, со скрещенными руками, с черепом и книгой) включался в ряд сюжетов паломнических икон; в частности, он присутствует в нижней части композиции под престолом на Печерской иконе Божией Матери 2-й пол. XVIII в. (ЦМиАР), 1-й трети XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей), 1-й пол. XIX в. (ГИМ), 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), а также на иконах XIX в. с фигурами преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских по сторонам Успенского собора лавры (иногда с избранными святыми). И. представлен погрудно или по пояс внизу, под зданием храма (ГИМ, Егорьевский историко-художественный музей, частные собрания; см.: Давыдова Е. В. Центры миниатюрной резьбы XIX ст. Киев // Светильник: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2004. № 1(5). С. 105-107. Ил.). Единоличный образ И. традиц. иконографии - с небольшой бородой и волосами на прямой пробор, в пещере, с раскрытой книгой - известен, напр., на резной иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР).
В монументальной живописи образ И., трактованный в академической манере, встречается, напр., в росписи интерьера храма Христа Спасителя, рядом с композицией «Крещение киевлян равноап. вел. кн. Владимиром» (70-е гг. XIX в., худож. Д. Н. Мартынов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре И. введен в группу подвижников XII в. (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Необычно - седобородым старцем, в мантии и клобуке, с Евангелием в руках - И. написан на оконном откосе храма ц. Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1906, худож. И. С. Ижакевич с учениками).
Как один из самых почитаемых Киево-Печерских святых, И. включен в Собор рус. святых на поморской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева 1814 г. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Его образ находится в левой группе преподобных во 2-м ряду среди др. Киево-Печерских чудотворцев (между преподобными Марком Гробокопателем и Алипием): И. написан обнаженным по пояс, с непокрытой головой, окладистой бородой и крестообразно сложенными руками. На иконе рус. чудотворцев сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53) И. изображен в мантии и куколе в 3-м ряду справа, на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - в набедренной повязке, крайним слева в 1-м ряду.
В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова), на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) И.- в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер. Известны совр. иконы И., напр. перед входом в храм во имя И. в Голосеевской пуст. в Киеве (написана на основе надгробной иконы из пещер).